bash_kirka (bash_kirka) wrote,
bash_kirka
bash_kirka

Categories:

Башкирия: национальности

Почти три года я прожила в Башкортостане, много, что видела, объездила почти всю республику, общалась с местным населением, немного даже выучила язык и узнала традиции. Сейчас, спустя несколько месяцев, как выехала за пределы резервации, самое время, наверное, как-то систематизировать впечатления, взглянуть на происходящее там издалека - с расстояния. Появилось даже желание написать несколько постов-статей, посвящённых этому региону.

Понимаю, что многим срать, но чо уж? Терпите. Первая часть - про национальности. Не претендую на истину в последней инстанции и допускаю, что могу ошибаться во многом, но говорю, как это всё увидела я.


По национальному составу население республики делится на три почти равные части: чуть более тридцати процентов - русские, около тридцати - татары и менее тридцати - башкиры.

Наличие татар легко объяснимо: это иго. Когда они шли ордой из Сибири, территория современной Башкирии стала плацдармом для нападения на Русь. Тут, в восточной части республики, они остановились, чтобы за год произвести разведку, узнать дороги и развернуть полки в боевой порядок.

Понятно, что орда - не войско, поэтому дисциплина хромала. Многие татары решили для себя, что башкир-кайсацкие земли вполне приемлемы для проживания, плодородны, богаты охотой и рыбалкой, а местное население легко обложить данью. Поэтому и остались вместо со своми жёнами и детьми.

Наверное с тех пор и пошла взаимная неприязнь двух народов: башкиры ненавидят татар, татары в ответ презрительно плюются в сторону аборигенов. Для русских же оба народа идентичны, в лучшем случае они видят разницу так: башкиры, говорят они, это дикие татары.

До 60-ых годов коренное население предпочитало сидеть в горах. По рассказам одной учительницы, попавшей в семидесятые на практику в глухой башкирский аул, там был ад. Местные с трудом изъяснялись на русском языке, большинство его даже не знало. Не было элементарных удобств, гадить приходилось на огороде, взирая на звёзды. В садах, в отличие от русских и татарских деревень, не было плодовых деревьев, кустарников, а жители поедали макароны и пили чай.

Я уже как-то рассказывала о национальной традиции пить чай: происходит это несколько раз на дню, на стол, к чаю, вываливается буквально всё, включая суп. Это не файф-о'клок, "щай пить" - это полноценный обед, ужин и полдник.

Вообще, башкиры не приспособлены к работе. Я видела много татарских деревень - ухоженные сады, аккуратные домики, на воротах нарисованы лебеди. Понятно, что такое творчество - порнуха по сути, но тем не менее. Башкирские и русские деревни же запущены. Первые, как мне кажется, по причине менталитета народа, вторые - покинуты, население свалило по городам.

Один знакомый рассказывал, как во время индустриализации в Башкирию повалил народ. Заводы, химпром и нефтепром развивался бурными темпами, но аборигены практически не участвовали в процессе. Скажу больше, по словам этого знакомого, хулиганистая рабочая молодёжь, прогуливаясь после смены по проспектам, смеялась и била немногих башкир. Если для доебаться до татарина или русского нужна была хоть какая-то причина, то для того, чтобы запиздить аборигена, было достаточно сказать: о, башкирин!

Я, конечно, с известной долей скепсиса отношусь к таким рассказам-воспоминаниям, но расскажу, что видела лично я.

В одном из университетов проходила научная конференция. В фойе столпились студенты, пытаясь сдать в гардероб одежду. Одна пергидрольная барышня, дождавшись пока очередь дойдёт до двух башкирочек, оттолкнула их, заявив, что ничего, мол, подождёте, пока мы разденемся. И девочки из аула покорно отошли, пропуская других студентов.

Этот факт, безусловно, можно списать на всё, что угодно, да и не межнациональная рознь это, понятное дело. Нельзя, конечно, сказать, что люди в Башкирии делятся на первый и второй сорт, тут несколько другая концепция отношений между народами.

Башкиры чувствуют некий комплекс неполноценности, причём принимают такое положение дел, как должное. Например, у одних знакомых сын собрался жениться на башкирке. Семья была в шоке. В то время, как в другой семье радовались и с гордостью говорили: дочка за русского выходит!

Естественно, что ущемлённое чувство собственного достоинства прорывается в мелочах, над которыми остаётся только смеяться. Ну, например, в общественном транспорте сначала объявляют названия остановок на башкирском языке, который не понимают даже многие городские башкиры. Или ещё, на колбасе раз видела надпись: произведено в Башкортостане. Смех да и только. Надписи, кстати, на упаковке практически всех товаров сначала пишутся на башкирском.

С особым трепетом к языку относятся в Минобре республики, называя его государственным. Я много спорила с чиновниками, что такое название - суть сепаратизма, государство у нас - Россия, а Башкирия - всего лишь регион, где своего государственного языка быть не может. Но всё было бесполезно, чиновники, прижатые логикой, обижались и бурчали, что понаехали тут из Москвы и диктуют в чужом монастыре порядки.

Трепетное отношение к языку проявляется и в других вещах. Например, один профессор на полном серьёзе утверждал и подводил под утверждения свои исследования о том, что язык башкортов - прародитель языков романо-германской группы в общем и английского в частности. На его выступлении мы рыдали до слёз.

А в общем, национального вопроса в республике не стоит. Понятно, что башкир начальник всегда отдаст предпочтение при повышении на новую должность башкиру, а русским и татарам вообще всё по барабану. Но в обычной жизни всё мирно: татары ходят в гости к башкирам, башкиры любят пить водку с русскими, а русские бьют не только башкир и татар, но и сами себя.

В следующий раз расскажу о природе или о праздниках, как хотите.
Tags: башкортостан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →